Пн – Пт: с 10:00 до 21:00
Сб – Вс: выходные дни

Защита деловой репутации

Репутация – это нематериальное благо, которое обладает весьма ощутимым значением и для граждан, и для юридических лиц. Понятие доброго имени, чести и достоинства имеется у разных народов, причём оформление этих понятий произошло в глубокой древности. Понятие чести было характерно сначала для знати, но с развитием коммерческих отношений в эпоху Нового времени всё большее значение стала приобретать деловая репутация промышленников, купцов, банкиров. Оказалось, что репутация в коммерции – это своеобразная реклама, рекомендательный инструмент, а иногда в определённом смысле и обеспечительный: ведь потерять доброе имя в результате нарушения договорённостей означает нанести себе серьёзный удар.гающейся по договору подряда оплаты является гарантийным обязательством.

На данный момент деловая репутация – часть нематериальных активов компаний и физических лиц. Предприятия с длительной историей подчёркивают многолетний, а иногда и вековой опыт работы, сопровождающийся достойными отзывами партнёров и потребителей. От деловой репутации во многом зависит, дадут ли банки кредиты, разместят ли заказы крупные клиенты, доверят ли средства инвесторы, согласятся ли с вами работать отечественные и зарубежные партнёры.


Носков Игорь юрьевич

Но если существует какое-то благо, пускай и нематериальное, но ценное – обязательно найдутся и посягатели на него. Отобрать деловую репутацию невозможно, но можно её уничтожить. Как показывает и отечественная, и мировая практика, конкуренты и недоброжелатели активно пользуются этим методом недобросовестной борьбы. В информационную эпоху роль и размах репутационных войн стали возрастать. Соответственно, актуален и поиск способов защиты – как информационных, так и юридических.

Если ваша деловая репутация подверглась атаке, обратитесь за консультацией к адвокату для выбора оптимального метода защиты. Не стоит оставлять репутационные удары безнаказанными. Ответьте достойно: сдержанно, хладнокровно, опираясь на закон.

Правовые возможности защиты деловой репутации

Представляя собой неимущественное право, деловая репутация подлежит законодательной защите согласно ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Закон предполагает, что вред может быть нанесён деловой репутации как физического, так и юридического лица. Поэтому и граждане, и организации (компании) могут обратиться за защитой этого неимущественного права в суд, опираясь на нормы гражданского законодательства.

Следует отметить, что физические лица могут рассчитывать и на продержку Уголовного кодекса, поскольку за клевету и оскорбления возможно уголовно-правовое наказание. Юридические лица производят защиту деловой репутации исключительно в рамках арбитражного процесса.

Положения о защите деловой репутации содержатся также в ст. 43 – 46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Объясняется особое внимание законодателя к СМИ тем, что именно через этот канал в современном мире массово распространяются порочащие сведения относительно граждан и юридических лиц.

Тем не менее, СМИ являются не единственным каналом распространения ложных и порочащих сведений: привлечь к ответственности можно и нанесение репутационного вреда в фильмах, в служебных характеристиках, устных публичных выступлениях и др.

Порочащие сведения являются ключевым понятием при защите деловой репутации. Под ними понимается информация о нарушении лицом моральных принципов или закона, поданные в виде утверждения. Однако важно понимать, что:

  • высказывать личное мнение частному лицу, даже в печати, законом разрешается;
  • СМИ имеет право взять комментарий у частного лица, не отвечая за его содержание;
  • нельзя привлечь к ответственности за вопросы;
  • крайне сложно – за утверждения, оформленные в виде слухов и предположений;
  • оскорбления в виде метафор также труднодоказуемы.

Кроме того, деловая репутация может получить урон из-за публикации ложных сведений, которые вредят имиджу, затрагивают права интересы пострадавшего лица. К примеру, к таковым сведениям можно отнести публикацию ложной информации о слиянии или поглощении бизнеса.


logo

Сотрудничая со мной, вы получаете:

Четкий план действий

Детальная проработка стратегии и тактики ведения судебного дела позволяет достигнуть поставленной цели в короткие сроки и избежать лишних затрат, что особенно актуально, если бюджет ограничен.

Работу только на результат

Дело считаю выигранным только тогда, когда мой Доверитель получил то, чего хотел добиться с помощью судебного разбирательства. Судебный акт, который не исполнен Оппонентом, не является целью.

Уверенность в успехе

Правильная оценка существующего положения и использование всех возможных средств позволяет объективно оценить достижимость поставленной цели и выбрать оптимальный путь.

Экономию времени

Судебное разбирательство - это десятки часов, потраченных на подготовку документов и участие в судебных заседаниях. Найдите своему времени более ценное предназначение.

Что же касается самого понятия «деловая репутация», что чёткого законодательного определения на этот счёт нет, поэтому в понимании сути данного неимущественного права приходится опираться на установившуюся юридическую практику. Раскрыть данное понятие можно как оценку, которую даёт общество физическому или юридическому лицу. Эта оценка, или общественное мнение, формируется на основе восприятия достоинств и недостатков гражданина или организации (компании) и поэтому может быть позитивным, нейтральным или негативным.

Естественно, само лицо влияет своими действиями на формирование данной оценки. Но если общественное мнение ухудшилось в связи с распространением порочащих или несоответствующих действительности, но важных для общественной оценки сведений, ситуацию можно трактовать как нанесение репутационного вреда.

Судебная защита деловой репутации

На что можно рассчитывать, обратившись в суд, если ваша деловая репутация подверглась атаке лжецов, клеветников и прочих недоброжелателей? Согласно гражданскому законодательству, пострадавшее лицо имеет право на опровержение в той же форме и объёме, в каком были опубликованы порочащие или ложные сведения, причём на той же информационной площадке.

К сожалению, иногда само опровержении публикуется в столь сомнительной и язвительной манере, что репутационный вред увеличивается. Поэтому пострадавшая сторона может дать самостоятельный ответ, который должен быть опубликован.

Физическое лицо может также потребовать возмещения морального вреда. Юридические лица, поскольку не могут испытывать нравственных и физических страданий, на основании которых определяется моральный вред, имеют право действовать иным способом: требовать возмещения убытков.

Доказать факт нанесения убытков будет непросто, но сами иски, касающиеся защиты деловой репутации, непросты, поскольку трактовка понятия «порочащие сведения» в результате разъяснения Верховного суда является довольно узкой. Поэтому если вы решили вступить в бой за своё честное имя – обязательно привлеките на свою сторону опытного адвоката.

Успешные дела

Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут