Пн – Пт: с 10:00 до 21:00
Сб – Вс: выходные дни

Заказчик не платит

Время чтения: 8 минут
Отправим материал вам на почту:

Честность взаиморасчётов – основа репутации бизнесмена. Но, к сожалению, не все предприниматели об этом помнят. Порой у заказчика возникает соблазн расплатиться с поставщиком, перевозчиком или подрядчиком чуть позже обозначенного в договоре срока, пустив деньги на «более важные» нужды. И это «позже», бывает, затягивается очень надолго!

При этом заказчика совершенно не волнует, что контрагент остаётся без оборотных средств, и, возможно, у него даже останавливается весь бизнес (для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей несвоевременное получение оплаты – настоящая катастрофа). Нередки и ситуации, когда заказчик не платит принципиально. Иногда ссылается не низкое качество выполненных работ или задержку с поставками, иногда – просто жульничает.

Задержки с погашением дебиторской задолженности и отказы от оплаты в последние годы, в связи с кризисными тенденциями, становятся всё более частым явлением. Порой заказчик совершенно откровенно разводит руками: «Нет денег!» И что же делать в этом случае подрядчику или поставщику? Как получить свои кровные?

Если напоминания не помогают, придётся встать на тропу юридической борьбы. С этим решением многие предприниматели, которым задолжали заказчики, тянут до последнего – бывает, что и сроки исковой давности выходят. Нежелание судиться, боязнь юридических баталий – характерная черта для представителя малого и среднего бизнеса. Люди банально боятся потерять ещё больше: их страшат судебные расходы, затраты времени и сил, опасения не добиться справедливости в суде, туманные перспективы исполнительного производства. Этим и пользуются недобросовестные заказчики, наглея всё больше.

[1]
Поэтому не нужно прощать долги и ждать у моря погоды! Мне неоднократно приходилось помогать клиентам в получении денег от «забывчивых» контрагентов. В ряде случаев удавалось решить вопрос в рамках досудебных переговоров, если заказчик был слишком упрям – мы выигрывали суды и успешно решали финансовые вопросы на этапе исполнительного производства. Самое сложное – это решиться дать отпор, когда ущемляют ваши права. А с помощью опытного адвоката разрешить спор с задолженностью в вашу пользу – дело техники.

Кстати, судебные издержки, включая стоимость юридической помощи, оплачивает ответчик.

Досудебный этап разрешения конфликта

Так как же строится работа с заказчиком, который отказывается оплачивать выполненные работы, предоставленные услуги или доставленные товары? Давайте рассмотрим этот процесс поэтапно.

Вопреки расхожему мнению, сразу в суд в тех случаях, когда со стороны контрагента образовалась просроченная дебиторская задолженность, идти не нужно – до тех пор, пока не исчерпаны досудебные меры воздействия. Возможно, вы скажете, что уже и так неоднократно напоминали заказчику о деньгах. Но обычные напоминания не носят юридический характер. Чтобы ваши требования обрели юридический статус, заказчик должен получить от вас официальную претензию в письменной форме.

Поскольку пишется претензия в свободной форме, вы можете ограничиться несколькими фразами, изложив суть требований – как часто и поступают люди, составляющие претензию самостоятельно. Юрист же подходит к составлению претензии, как к мини-иску. В ней указываются основания выдвижения требований, даются ссылки на нормы права, прилагаются копии документов (договора, накладных, счёт-фактур и т. д.), рассчитываются штрафные санкции. Получая столь солидный документ под расписку или заказным письмом (с уведомлением отправителю), недобросовестный заказчик начинает понимать, что следующим шагом станет исковое заявление в суд.

Как показывает практика, при направлении со всей серьёзностью составленной претензии около трети заказчиков находят деньги для выплаты контрагентам. Повышают шансы на досудебное разрешение конфликта переговоры с участием адвоката, во время которых потенциальному ответчику излагаются все малоприятные перспективы судебной тяжбы – включая оплату судебных расходов, которые он неминуемо понесёт в случае проигрыша дела. С другой стороны, на этапе переговоров можно предложить должнику скидку, рассрочку, списание штрафных санкций – если неуплата за товары или услуги связана с экономическими затруднениями заказчика. Достижение компромисса, как правило, выгодно обеим сторонам и в ряде случаев даже позволяет сторонам забыть о конфликте и продолжить партнёрские отношения.

Заказчик не платит

Но что же делать с теми двумя третями должников, которые не вняли доводам разума на досудебном этапе? Придётся судиться. И это не так страшно, как кажется, если, конечно, с вами на поле юридической битвы выходит адвокат.

Суд с заказчиком

Подготовка к суду начинается с оценки ситуации и определения перспектив. Например, стоит проанализировать убедительность позиции потенциального истца, ведь если заказчик не платит из-за претензий к качеству товара или работ, или возмущён срывами сроков – то требования по оплате уже не столь однозначны. В этом случае тяжба будет осложнена необходимостью доказывать своевременность и качественность выполнения договорных условий. Не исключено даже, что могут потребоваться экспертизы. Также нужно определиться, собирается истец требовать упущенную выгоду и есть ли для этого основания. Наличие данного пункта в иске также делает судебное разбирательство более сложным.

Очень важно оценить и добросовестность заказчика: не может ли он пойти на вывод активов в преддверии невыгодного для него судебного решения? В этом случае целесообразно позаботиться об обеспечении иска, направив судье ходатайство о профилактическом аресте банковских счетов и имущества ответчика.

[links]
Разработав вчерне стратегию защиты, адвокат приступает к сбору документов, которые подтверждают позицию истца. Это основа доказательной базы в арбитражном процессе. Необходимы документы, информирующие о юридическом статусе сторон, сам договор, бухгалтерская документация (счёт-фактуры, акты приёма-передачи, акты выполненных работ, накладные и пр.). Возможно, понадобятся выписки о движении денег на счетах. Переписка с контрагентом, включая копию претензии и ответ на неё (если он имеется) также прикладываются к исковому заявлению. Добавим к этому различные уведомления и подтверждения: о вручении претензии, о направлении копий документов ответчику, об уплате госпошлины. Как видите, очень весомая получается папка!

В самом исковом заявлении указываются:

  1. наименование суда и реквизиты сторон;
  2. факты, описывающие возникший конфликт между заказчиком и исполнителем/поставщиком;
  3. исковые требования с расчётами.

Излагая обстоятельства нарушения прав, необходимо ссылаться на соответствующие законодательные акты и прилагаемые к исковому заявлению документы. Расчёты по каждому пункту требований должны подкрепляться ссылками на бухгалтерскую документацию.

Не забудьте включить в требования и штрафные санкции! Даже если они не были зафиксированы в договоре, истец имеет на них право в соответствии с законом. И оплату судебных издержек, конечно же, тоже нужно возложить на ответчика.

Исковое заявлении инициирует возбуждение дела в арбитражном суде. Дальше последуют судебные заседания, на которых сам истец может и не присутствовать, если доверит эту задачу адвокату. В этом случае на представителя оформляется доверенность, которая также прилагается к исковому заявлению.

Привлечение к судебной тяжбе адвоката будет особенно полезно в тех случаях, когда задолженность небесспорна. Ответчик также может попытаться снизить объём исковых требований, оспорить штрафные санкции. Помощь адвоката в судебных прениях будет очень кстати, это повысит шансы получить выплаты по исковым требованиям в полном объёме.

После вынесения судебного решения сторонам даётся месяц для подачи апелляции. Если её не было, судебное решение автоматически вступает в силу.

Кстати, на протяжении всего судебного разбирательства у сторон остаётся шанс для мирового соглашения. Добросовестный ответчик, когда видит, что его позиция проигрышная, обычно соглашается решить дело миром.

Ну а если он недобросовестный и не собирается отдавать деньги даже после вынесения судебного решения? Значит, адвокату придётся ещё немного поработать: на этапе исполнительного производства.

Что делать, если заказчик не хочет платить и после суда?

Получив на руки решение суда, можно приступать к принудительному взысканию денег с ответчика (если он продолжает отказываться от уплаты задолженности). Первый способ – обращение напрямую в банк, где находятся счета ответчика. Банк автоматически перечислит деньги взыскателю, если они, конечно, имеются на счетах (поэтому не стоит пренебрегать подачей ходатайства об обеспечении иска).

Второй способ взыскания денег у заказчика – через Федеральную службу судебных приставов (ФССП). У неё есть полномочия для ареста не только счетов, но и имущества должника с правом последующей реализации. Теоретически, приставы должны всё сделать сами. Но на деле эта служба часто «буксует», и бывает необходима подача жалоб и даже дополнительные судебные разбирательства. Впрочем, гораздо чаще адвокат помогает приставам выявить имущество должника, параллельно ведя с ним постсудебные переговоры – если не совесть проснётся, то хотя бы разум.

Пара важных нюансов

В заключении хотел бы напомнить о важности грамотного составления договора с указанием штрафных санкций за несвоевременную выплату денег. Чтобы не попасть в ловушку невыгодных договорных условий, из-за которых может быть задержана оплата за услуги или товары, составляйте этот документ вместе с юристом.

[1]
Также стоит упомянуть о ситуациях, в которых заказчик становится должником из-за предбанкротного состояния. Расплачиваться ему нечем, кредиторы одолевают. В этом случае нужно держать руку на пульсе и следить, не откроется ли банкротное дело – чтобы вовремя заявить о своих правах и попасть в реестр кредиторов. Возможно, для вас даже будет выгодным обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, поскольку это позволит хотя бы частично отбить потери.
(Нет голосов)
Перейти к списку аналитики

Читайте также

Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут