В целях удовлетворения потребностей бизнеса зачастую возникает необходимость приобретения различного рода технических средств, в том числе автомобильных. По мере развития автомобилестроения автотранспортные средства становятся все более технически оснащенными и сложными, в связи с чем растет и риск необходимости серьезных и долгих вмешательств для их ремонта.
Однако, бизнес ждать не может и приобретение того или иного технического средства всегда имеет свою экономическую цель, достижение которой возможно только в том случае, если автомобиль работает и не ломается на постоянной основе.
Как поступать в той ситуации, если за короткий промежуток времени после приобретения автомобиля он постоянно ломается, его продавец их постоянно устраняет, но поломки случаются все вновь и вновь?
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Фабула дела
В вышеуказанной ситуации оказался истец по делу № А40-7588/2015-126-49, который, за короткий промежуток времени после покупки был вынужден неоднократно обращаться к продавцу с требованием устранять различного рода поломки, при этом оставляя автомобиль на долгое время в техническом центре.
После четвертого ремонта Покупатель потребовал у Продавца расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства за автомобиль. Продавец данные требования не удовлетворил, в связи с чем Покупатель обратился в суд.
Исход судебного разбирательства
Первая, апелляционная и кассационная инстанции требования Истца не удовлетворили и вынесли отрицательные для него судебные акты.
Судебные акты были мотивированы тем, что Покупатель реализовал свое право, предусмотренное пунктом 1 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем утратил право расторгать договор купли-продажи и требовать возврата денежных средств за автомобиль.
Верховный суд Российской Федерации в Определении от 08 ноября 2017 года с мнением нижестоящих инстанций не согласился и судебные акты отменил. Высшая инстанция, отменяя судебные акты, указала, что возникновение неисправностей на постоянной основе у объекта купли-продажи является существенным нарушением договора купли-продажи со стороны Продавца, что является основанием для расторжения договора со стороны Покупателя.
Тот факт, что Продавец устранял возникающие недостатки у автомобиля, Верховный суд Российской Федерации не расценил как препятствие для расторжения договора купли-продажи, так как поломки возникали вновь и вновь.
Вывод
Покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи даже в том случае, если Продавец устранял недостатки, однако они возникали вновь.