Пн – Пт: с 10:00 до 21:00
Сб – Вс: выходные дни

Оплаченная услуга не оказана

Время чтения: 5 минут
Отправим материал вам на почту:

Одна из основ цивилизации – это разделение труда, которое привело к выделению сегмента услуг, а затем и к формированию комплекса юридических норм, регулирующих их оказание. Ведь далеко не всегда, обращаясь за той или иной услугой – сервисной, медицинской, образовательной, финансовой, туристической, консалтинговой и т. д. – мы получаем то, что заказывали – и в нужное время. При этом потребитель может заранее внести полную сумму, аванс или задаток исполнителю – например, портному, а в результате – ни денег, ни штанов.

Что же делать, если вы оплатили услугу, но по каким-то причинам ее не получили, и теперь хотите вернуть деньги?

Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность возвращения денег деньги уже оплаченные, но не предоставленные услуги. Более того: в ряде случаев у потребителя есть право потребовать и неустойку за нарушение своих экономических интересов.

Но проблемы с возвратом оплаты потребителю на этом не исчерпываются. Нередко исполнитель не хочет возвращать средства, поскольку считает работу выполненной, а то, что на год позже – ну какое это имеет значение? А вот для закона – имеет. При несвоевременном предоставлении услуг потребитель тоже может обратиться за возвратом финансов, поскольку, как говорится, дорога ложка к обеду.

[links]

Иногда возникает необходимость отказаться от заказанных работ, но далеко не исполнитель сразу возвращает оплату. Имеет ли право потребитель на возврат средств, если сам инициировал отказ? Обязан ли поставщик услуг отдавать деньги, если уже начал выполнение работ, закупил материалы или иным образом потратился?

У юристов есть ответы и на эти вопросы. Давайте рассмотрим каждый случай детально.

Что такое неоказанные услуги?

За разъяснениями по данному вопросу следует обратиться к закону «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I, а именно – к главе III. Под неоказанием услуг по вине исполнителя подразумевается невыполнение обязательств, взятых на себя по договору:

1) полный или частичный отказ от выполнения оговоренных работ;

2) нарушение установленных в договоре сроков;

3) некачественное выполнение.

Кроме того, бывают случаи, когда потребитель не может воспользоваться услугой или отказывается от нее несмотря на готовность исполнителя произвести необходимые работы (и даже несмотря на полное или частичное выполнение договорных обязательств). Возможны следующие варианты, при которых услуги считаются неоказанными:

  • заказчику помешали воспользоваться услугой форс-мажорные обстоятельства (например, стихийное бедствие);

  • у заказчика пропала необходимость в данной услуге, хотя сроки ее выполнения, оговоренные в контракте, еще не истекли.

Ситуации, как видите, разные – иногда в неоказании виновен исполнитель, иногда заказчик сам отказывается от получения услуг, а иногда им обоим мешает форс-мажор. Соответственно, и последствия для обеих сторон в этих случаях будут разными.

Давайте разберемся, в каких случаях клиент может вернуть свои деньги, а в каких это невозможно.

Отказ от выполнения работ

Если заказчик уже внес деньги, исполнитель обязан выполнить договорные условия. Уважительной причиной для отказа могут быть только непреодолимые обстоятельства – в этом случае деньги заказчику не возвращаются. Остальные причины считаются неуважительными, а значит, уплаченные средства должны быть возвращены клиенту.

Но возврат денег не всегда решает проблемы заказчика. Возможно, он бы и рад обратиться к более адекватному и ответственному исполнителю, но уже нет времени. Например, на банкет заказывался многоярусный торт с эксклюзивным дизайном, а пришлось в последний момент покупать обычный, с магазинной витрины. Или, скажем, на носу открытие магазина, а ремонт не выполнен. Получается, что безответственный исполнитель нарушил планы клиента, нанес ему убытки. Вправе ли заказчик требовать компенсации? Да, вправе.

Если вы столкнулись с отказом в выполнении работ, за которые заплатили деньги, вы имеете право дополнительно взыскать неустойку. Если противоположная сторона договора не согласна с такой постановкой вопроса, обратитесь к юристу – он поможет вам защитить свои права в претензионном, а если потребуется – и в судебном порядке.

Нарушение сроков

Если вы заказали доставку елки к новому году, вряд ли она нужна вам к 8 марта. С другой стороны, доставка блюд для фуршета за неделю до праздника тоже вряд ли кого-то может устроить. Получается, что услуга вроде бы и оказана, но толку от нее никакого. Что ж, закон «О защите прав потребителей» защищает заказчиков и в тех ситуациях, когда исполнитель нарушает сроки, зафиксированные в договоре. У клиента возникает несколько вариантов действий. Он может:

  • предоставить исполнителю возможность выполнить заказ, при этом не требуя компенсации (если нарушение сроков не так уж критично и настроение хорошее);

  • дать второй шанс, но потребовать скидку;

  • полностью расторгнуть договор, потребовав заодно и неустойку;

  • договориться с нарушителем договора, что он оплатит выполнение данной работы другим лицом.

Но что делать в том случае, если между сторонами возникли разногласия – например, в вопросах скидки, неустойки или передачи заказа другому лицу, который берет дороже? Если в досудебном порядке договориться никак не получается, придется расторгнуть договор и обратиться в суд.

[1]
Неустойка за предоставление услуг, которые вам оказали несвоевременно, будет рассчитана в соответствии с требованиями законодательства, а именно – п. 5 ст. 28 закона «О защите прав потребителей». Алгоритм расчета неустойки следующий:
  • стоимость работы умножается на 3%, что дает размер пени за одни сутки просрочки;

  • количество просроченных дней умножается на размер пени.

При затягивании с началом оказания услуг пеня начисляется до того момента, пока не исполнитель не приступит к фактическому выполнению работы. Если же «подвисло» завершение работ, неустойку насчитывают до и фактического окончания.

Помимо стандартной пени, вы может внести в договор и другие варианты штрафных санкций – как компенсационного характера (для покрытия убытков заказчика), так и мотивационного (стимулирующие исполнителя). Если же в договоре вообще не упомянуты способы взыскания неустойки, вы все равно вправе ее получить – согласно данному законом алгоритму.

Некачественное предоставление услуг

Обязан ли клиент оплачивать предоставление услуг, которые исполнитель оказал так, что лучше бы ничего не делал? Согласно «Закону о защите прав потребителей», при некачественном выполнении работ заказчик может направить исполнителю письменную претензию и потребовать:

  • бесплатного исправления недостатков;

  • выполнения заказа с нуля;

  • предоставления скидки за услуги, недостаточно качественно оказанные исполнителем;

  • оплаты расходов, которые клиент понес при самостоятельном устранении недостатков.

[1]

При существенных недостатках клиент имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возврата денежных средств. Если же исполнителю был дан второй шанс, но требования, изложенные в претензии, выполнены не были, договор тоже можно расторгнуть, а деньги потребовать назад. При этом у потребителя есть и возможность взыскать неустойку, а также компенсации понесенных убытков.

Если при выполнении заказанных работ исполнитель нанес вам ущерб, вы можете потребовать его возмещения. В ряде случаев не исключено даже получение компенсации за моральный вред.

Но тут возникает вопрос, объективен ли клиент, неудовлетворенный услугой, которая была оказана. Бывает ведь и так, что работа выполнена на достойном уровне, а заказчик недоволен и требует возврата уплаченных средств. Или, наоборот, исполнитель считает, что все сделал как надо, а клиент «придирается». Если стороны кардинальным образом разошлись в мнениях, придется обратиться к экспертному мнению.

Отказ клиента от услуг в одностороннем порядке

Еще один вариант развития событий – отказ заказчика от получения услуги, за которую он уже заплатил. Законом о «Защите прав потребителей» предоставляется такое право, но с оговоркой: исполнитель должен отдать деньги только в том случае, если еще не приступал к выполнению работ. Если же он уже начал их выполнение, из общей суммы заказа в пользу исполнителя высчитываются средства для компенсации расходов, фактически понесенных при выполнении условий договора.

«Закон о защите прав потребителей» достаточно детально регламентирует права и обязанности обеих сторон, но все-таки между клиентами и исполнителями регулярно возникают споры по поводу возврата средств за неоказанные услуги. Законодатель требует, чтобы стороны попытались сначала урегулировать спор в претензионном порядке, ну а если конфликт таким образом не решается – в том, кто прав, а кто виноват, будет разбираться суд.


Автор
Носков
Носков Игорь Юрьевич

Адвокат, кандидат юридических наук

11 лет судебной практики и 6 лет научно-преподавательской деятельности

Комплексное сопровождение сложных судебных споров

Узнать больше
Нет голосов

Остались вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут

Читайте также