Пн – Пт: с 10:00 до 21:00
Сб – Вс: выходные дни

Налоговые споры

Время чтения: 3 минуты
Отправим материал вам на почту:

От споров с налоговыми органами не застрахован никто – от крупных и успешных корпораций до обычных граждан. Предметом спора может выступать несвоевременно уплаченный налог или неправильно заполненная декларация, или неправомерные действия должностных лиц ИФНС. Разрешить налоговые споры можно в административном или судебном порядке. Рассмотрим, как это осуществить с минимальными потерями.

Спорные ситуации в бизнесе возникают регулярно, и никто не застрахован от арбитражного спора.

Категории налоговых споров

Такие споры могут быть вызваны нарушением законодательства со стороны плательщика, либо противоправными действиями сотрудников ИФНС. К числу наиболее распространенных категорий налоговых споров относятся:

  • нарушение сроков предоставления налоговой отчетности – деклараций, расчетов, отчетов и т.д.;
  • несоблюдение требований к заполнению форм отчетности;
  • ошибки в сведениях, представленных в налоговую инспекцию, влекущие занижение налоговой базы и суммы платежей;
  • нарушения, выявленные в ходе выездных и камеральных налоговых проверок;
  • неправомерное привлечение к ответственности в виде доначисленных налогов, пени и иных штрафных санкций;
  • неправомерный отказ в возмещении НДС, либо в предоставлении налогового вычета;
  • отказ в применении льгот или преференций, а также перерасчете налоговых обязательств.

[1]
Таким образом, все возможные виды налоговых споров можно свести к двум группам – дела о привлечении налогоплательщика к ответственности и об оспаривании действия должностных лиц ФНС.

Как правило, налоговые споры инициируют плательщики, не согласные с результатами проверок или иными действиями (решениями) должностных лиц налогового органа. Претензии со стороны инспекции могут предъявляться в судебном порядке при взыскании недоимки, пени и штрафов, а также для привлечения плательщика к иным видам ответственности.

Отдельную категорию налоговых споров составляют уголовные дела, возбужденные по фактам несвоевременной уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Они также могут рассматриваться в случае умышленного представления заведомо ложной информации, влекущей занижение налоговой базы.

Варианты разрешения налоговых споров

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие варианты урегулирования споров между налогоплательщиков и ИФНС – в административном порядке через вышестоящих должностных лиц, либо через суд.

Административный порядок признается приоритетным вариантом разрешения спора. Для этого гражданин или организация подает жалобу на действия или процессуальные решения сотрудников налогового органа.

При рассмотрении споров в административном порядке нужно учитывать следующие нюансы:

  1. по правилам п. 2 ст. 138 НК РФ, урегулирование налоговых споров в суде допускается только после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу;
  2. жалобы по налоговым спорам подаются через лицо или орган, действия которого оспариваются налогоплательщиком;
  3. срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган составляет 1 год с момента, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении прав или должно было узнать об этом факте (ст. 139 НК РФ).

Обратите внимание! Для подачи жалобы в ФНС России на вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа указанный срок составляет три месяца.

После прохождения административной стадии, решение налоговых споров допускается в судебном порядке. В этом случае юрлица и предприниматели подают жалобы в арбитражный суд, а гражданам нужно обратиться в суд общей юрисдикции. Для разбирательства дел предусмотрены сокращенные сроки.

[1]
Можно урегулировать спор самостоятельно, либо через представителя по доверенности. Например, еще на стадии проведения камеральной или выездной проверки, для ведения дел целесообразно обратиться за помощью к юристу по налоговым спорам. В этом случае все возможные основания для привлечения к ответственности будут устранены при составлении акта проверки, либо юрист своевременно подаст возражения на процессуальные решения сотрудников ИФНС и оформит жалобу.

При несогласии с результатами налоговых проверок, разрешение споров в досудебном порядке происходит путем подачи возражений на вынесенный акт. Если по итогам рассмотрения возражений плательщик все равно привлекается к ответственности, возникают основания для подачи жалобы в отношении незаконных решений и действий налоговых органов.

Если вам необходима помощь, вы можете обратиться по указанным телефонам. Мы окажем правовое сопровождение по любым категориям дел, связанных с обжалованием действий и решений ИФНС.

(Голосов: 43, Рейтинг: 4.09)
Перейти к списку аналитики

Читайте также

Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут