Пн – Пт: с 10:00 до 21:00
Сб – Вс: выходные дни

Корпоративные споры

Время чтения: 5 минут
Отправим материал вам на почту:

Чем крупнее бизнес, тем сложнее отношения внутри компании. Интересы владельцев компании не всегда совпадают, а иногда остриями разворачиваются друг к другу. Бывает, что в вопросах управления участники бизнеса напоминают героев басни «Лебедь, рак и щука». Наёмный топ-менеджмент попадает под перекрестный огонь, а иногда и сам пытается вести свою игру. 

Иногда один из владельцев играет на руку внешнему врагу – конкурентам, рейдерам. Жаркие споры в правлении разгораются по поводу потенциальных слияний, поглощений. Во всех этих случаях компания перестаёт работать как единый механизм: её начинает, как язва, разъедать корпоративный спор. Он тормозит развитие бизнеса, мешает слаженной работе отдельных элементов этого механизма, а иногда – парализует деятельность бизнеса. Порой под угрозой оказывается само существование компании.

Конфликты, которые возникают процессе деятельности компании и относятся к внутренней «кухне», в юридической практике называются корпоративными спорами. Возникает вопрос, как их разрешить, ведь каждая из сторон опирается на определённые правовые инструменты – это могут быть и общие законодательные нормы, и локальные (Устав и другие внутренние нормативные документы). Вот только в трактовке этих норм тоже находится место спору. А значит, требуется и арбитр.

[1]
Чтобы разрешить возникшую проблему, необходимо обращение в суд. Корпоративные споры, как и иные экономические тяжбы, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Стороны поддерживают юристы особого профиля – адвокаты по корпоративным конфликтам.

Корпоративный спор в правовом поле

Как юридическая категория корпоративный спор в законодательстве не выделяется. Такой спор относится к числу экономических и рассматривается в арбитражном суде так же, как и конфликты, возникающие между предприятиями. Тем не менее, в теории и практике юриспруденции учитываются особенности данного вида конфликтов, в частности:

  • высокое значение локальных правовых актов, регулирующих управленческую деятельность в компании;
  • сложность правовых конструкций, связанных как с наличием локальных юридических норм, так и возможной громоздкости внутренних связей между участниками бизнеса (каковыми могут выступать не только физические, но и другие юридические лица);
  • необходимость для адвоката учитывать одновременно и интересы конкретной стороны, которую он представляет, и интересы бизнеса в целом (иначе победа может оказаться пирровой, а победитель спора обнаружит себя на пепелище);
  • большое значение глубинной подоплёки возникшего конфликта, поскольку на судебный уровень выносится формальная сторона вопроса, лишь частично отражающая характер противостояния внутри компании (и разрешение этого частного вопроса в арбитражном суде отнюдь не гарантирует урегулирования ситуации, приведшей к тяжбе);
  • большая роль мировых соглашений, поскольку они позволяют не только удовлетворить стороны, но и повышают шансы на сохранение целостности бизнеса (кроме того, зачастую стороны не заинтересованы в вынесении корпоративного спора в судебное пространство, поскольку это может негативно сказаться на имидже компании, и юристы сторон должны выработать компромиссное решение без привлечения внешнего арбитража).

От адвоката по корпоративным конфликтам требуется не только знание законодательства, знакомство с судебной практикой и опыт ведения арбитражных дел. Он обязан хорошо разбираться в экономике и менеджменте, иметь представление об управленческих процессах в бизнесе и рассматривать ситуацию комплексно.

Чтобы не возникло терминологического недопонимания, следует прояснить небольшой нюанс. Зачастую под корпоративным адвокатом понимается инхаусный юрист, выступающий от лица компании в контактах с внешним миром. В суде инхаусные юристы представляют компанию в целом. Однако при возникновении корпоративного спора как минимум одна сторона – считающая свои права ущемлёнными – будет вынуждена использовать услуги независимого юриста.

Адвокат, защищающий интересы той или иной стороны во внутреннем противостоянии, представляет её в арбитражном суде, а также в досудебных и внесудебных переговорах. Заинтересованная сторона не ограничена законодательством в выборе представителя (за рядом исключений, касающихся лиц из правоохранительной и судебной системы), но из соображений целесообразности эту задачу следует поручить арбитражному адвокату, имеющему опыт в работе с внутренними бизнес-конфликтами.

Виды корпоративных споров

Арбитражный корпоративный спор может возникнуть на экономической почве не только внутри компании, занимающейся коммерческой деятельностью. Конфликты подобного рода возможны:

  • в коммерческих организациях;
  • в некоммерческих организациях, учредителями которых являются коммерческие;
  • в некоммерческих организациях, учреждённых индивидуальными предпринимателями;
  • в саморегулируемых организациях.

Строгой классификации корпоративных споров не существует, но можно выделить следующие группы юридических проблем:

  • связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией организации;
  • касающиеся внесения изменений в локальные акты организации, а также приведения их в соответствие с действующим законодательством (если имеются противоречия);
  • относящиеся к управленческой деятельности (назначению, правам, полномочиям, обязанностям и ответственности руководящих лиц в организации);
  • отдельно можно выделить конфликты, касающиеся требований по возмещению ущерба, к которому привели злоупотребления топ-менеджмента (в частности, признание тех или иных сделок незаконными);
  • касающиеся разграничения долей (за исключением наследственных споров);
  • касающиеся эмиссии акций и иных ценных бумаг, а также деятельности держателей реестра.

Урегулирование корпоративных споров

Как и другие арбитражные конфликты, корпоративные споры могут быть разрешены в досудебном и судебном порядке, причем на любой стадии арбитражного процесса у сторон остаётся возможность достижения мирового соглашения. И, как уже говорилось выше, во внутренних спорах роль досудебного и внесудебного урегулирования особенно высока, поскольку позволяет спасти репутацию компанию. Информация о возникновении внутренних неурядиц может негативно повлиять на отношение потенциальных кредиторов, партнёров, заказчиков; также слухи о нестабильности организации, выпускающей ценные бумаги, может привести к падению их стоимости. В связи с этим адвокаты сторон, как правило, прикладывают максимальные усилия для того, чтобы решить возникшие проблемы кулуарно и не допустить выхода инсайда о корпоративных спорах в информационную среду.

Если же проблему можно разрешить только с привлечением суда, то сторона, чьи права и интересы пострадали в результате конфликтной ситуации, подаёт исковое заявление. Согласно подведомственности, иск направляется в арбитражный суд. Принятое в первой инстанции решение можно в дальнейшем оспорить в ходе апелляции, кассации и надзора.

[1]
Следует подчеркнуть, что арбитражным судом выносится решение, касающееся только заявленных исковых требований. Например, если оспаривается законность конкретного локального акта, связанного с выбором состава руководства, то суд будет рассматривать только данный вопрос – а именно, юридические аспекты нормативного документа. 

А вот подоплёка конфликта, связанная в данном случае с разногласиями по поводу занятия ключевых должностей, суд не интересует. Но опытный адвокат, зная о подводной части айсберга, проведёт работу по достижению компромисса между конкурирующими за власть сторонами конфликта. Ведь если упустить этот момент из вида, в дальнейшем внутренняя война продолжится, а значит – возникнут новые судебные тяжбы, а возможно, произойдёт раскол компании и гибель бизнеса. Поэтому адвокат в подобных спорах – больше чем адвокат: это дипломат и переговорщик, подходящий к работе не формально, а с пониманием всей глубины корпоративных противоречий.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Перейти к списку аналитики

Читайте также

Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут